Впрочем, один персонаж из этой компании выделялся, и довольно разительно. Валерка не сразу заметил четвёртый стол, потому что он, во-первых, был меньших размеров, — как будто детский, — и стоял в самом тёмном углу и справа от входа в зал. Сразу не увидишь, это оглядываться нужно. И чиновник, который за ним устроился, выглядел донельзя странно даже для тёмной стороны.
Двое из трёх приезжих были людьми. Ну, или оборотнями в человеческой форме. Третий, самый скучающий — упырь. Он Валеркиного появления вовсе не заметил, сидел за своим столом и с грустным видом изучал лепнину на потолке. Четвёртого гостя Валерка заметил последним. Парню едва удалось сохранить спокойное выражение лица. Дело в том, что за столиком сидел поросёнок. Ладненький, маленький, розовенький, с беленькой щетинкой на морде, он что-то сосредоточенно записывал в блокноте. Был он похож на какого-нибудь монаха. Наверное, потому что в отличие от прочих чиновников, был одет не в гражданское платье, стилизованное под мундир, а в коричневый балахон с капюшоном, откинутым на плечи.
Взгляд Валерки свинёнок почувствовал. Поднял пятачок, приветливо кивнул проводнику, и вернулся к своему занятию.
— Кхм, здравствуйте, любезный, — Валерка и дальше бы разглядывал удивительное существо, но сидевший за самым большим столом господин решил прервать молчание. — Вы, надо полагать человек, именующий себя Валерием Птицыным.
— Да, так меня зовут, — кивнул Птицын. Обращение «любезный» ему не понравилось. Так обращаются к половым и прочей прислуге. В верхнем мире это просто устаревшее обращение, а на тёмной стороне, так подзывали половых и прочую прислугу — в общем, тех, кому положено услуживать господам. Хотелось возмутиться, но Игорь Деянович просил прикинуться дурачком, так что Валерка решил пока не отсвечивать.
— Очень хорошо, — кивнул мужчина. — В таком случае для начала расскажите о себе, и об обстоятельствах вашего появления в Нижнем Новгороде.
Здесь особо скрывать было нечего, и Валерка рассказал.
— Слышали, господа? — переспросил чиновник, когда Птицын замолчал, — Презанимательная история! Чего только не бывает на свете!
И опять — вот вроде ничего такого не сказал, но у Валерки сложилось впечатление, что ему не верят. Дескать рассказал пришлый какую-то байку, лапши на уши навешал, и думает, что всю эту чушь высокое собрание примет на веру. Причём, кажется, остальные слушатели тоже слегка удивились такому поведению.
— А позвольте узнать, какие действия вы совершали после того, как открыли в себе способность перейти в наш мир?
— Да ничего особенного, любезный, — пожал плечами Птицын и с удовольствием понаблюдал, как перекосило чиновника. «Ну а что, я же не понимаю ничего. Ты меня так назвал, вот я и повторил. Никого оскорбить не хотел. Тем более, ты даже не представился», — Изначально я вообще не собирался этой возможностью пользоваться, но обстоятельства сложились так, что пришлось. Сначала встретил у себя гнездо вурдалаков, которым требовалось попасть на тёмную сторону, потом ещё… так и повелось.
— Вот как? — чиновник быстро справился с собой, и вернул себе спокойное выражение лица. — И позвольте узнать, много ли народу вы перевели в наш мир?
— Да пожалуй, не больше пары десятков, — пожал плечами Птицын.
— Чудное дело! Как вам это нравится, господа?
— Он же проводник, — пожал плечами упырь.
— Да-да. Вот только у нас тут не дикое поле. Есть законы, которые нужно соблюдать. Впрочем, об этом поговорим позже.
— Я что-то нарушил? — спросил Валерка. — В таком случае мне хотелось бы в первую очередь выяснить, что именно.
— Это будет ясно, когда мы изучим все обстоятельства дела, — ласково посмотрел на Птицына чиновник. — А пока мне хотелось бы услышать более подробно о том, кого именно вы переводили. И в верхний мир — тоже. Подробно и со всеми обстоятельствами. Пожалуйста, будьте точнее в своих объяснениях. Мне нужны даты и поимённое именование всех, кто участвовал в переходе.
Валерка не очень удивился, что общение становится похожим на допрос. Уже и так ясно, что его зачем-то решили сразу застращать. Может, чтоб потом покладистым был? Причём инициатива, похоже, исходит от главного чиновника. «Ну что, хотите подробностей — пожалуйста». Отчего-то неприятное отношение Птицына только раззадорило.
— Получается, в середине декабря случился первый переход, — размеренно начал Птицын. — Это, получается, числа пятнадцатого было? Или, может, восьмого? Дело было так…
«Ну, смотрите, господа чиновники. Хотите подробностей — будут вам подробности. Игорь Деянович просил ничего пока не рассказывать? Не проблема. Ничего важного я и не расскажу. Но вы у меня будете знать, что я ел каждый день в течение четырёх месяцев, и сколько часов спал. У вас ещё руки отвалятся всё это записывать!»
Господа чиновники сдались на десятой минуте. Подробности жизни проводника за последние месяцы отчего-то не вызвали живого интереса слушателей — и это он ещё пощадил их, не стал сообщать сколько раз ходил в туалет! Пока вещал сзади то и дело раздавались придушенные смешки — кажется, только свин оценил Валеркино выступление. Остальные же трое чиновников сначала смотрели с недоумением, а потом начали проявлять нетерпение. Главный и вовсе покраснел от злости.
«Щас начнёт орать», — понял Валерка, но чиновник сдержался.
— Достаточно, — процедил мужчина. — Думаю, у нас нет столько времени, чтобы запротоколировать все ваши приключения. Тем не менее, уже сейчас видно, что вы, по недомыслию, осуществили множество нарушений. К вам по этому поводу не может быть претензий, поскольку вы являетесь подданным другого государства, и, кроме того, не могли знать о существующих в нашей стране правилах и нормах перехода через границу. В дальнейшем ваша деятельность будет расследована подробнейшим образом, а пока полагаю необходимым оформить ваше подданство. Мы приступим к подготовке документов. Пока можете быть свободны, однако имейте ввиду — вам запрещено покидать город до моего распоряжения. Также прошу уведомить помощника о вашем месте проживания. В свободное время постарайтесь составить письменно список всех, кто переходил с вами через границу в ту или другую сторону. Мы обязательно выясним сами, но если вы предоставите список, то значительно облегчите нам работу. В будущем содействие вам зачтётся. Эй, кто-нибудь, проводите проводника. И мне нужно, чтобы кто-то с ним находился всё время!
Взгляд мужчины растерянно заскользил по комнате, будто он пытался найти, на кого скинуть это занятие. Свин поднялся из-за стола, и помахал рукой. Чиновник не сразу смог на нём сконцентрироваться, но когда это удалось, обрадовался:
— О! Вот вы этим и займитесь!
«Переговоры — не мой конёк», — уныло думал Валерка, выходя из зала. — «А этот товарищ прям по мелочам не разменивается. Сразу всё запретил, да ещё и угрожать начал! Пожалуй, я уже не хочу оформлять подданство тёмной стороны».
Сообщать о своём нежелании сразу Птицын не захотел, промолчал. Решил сначала посоветоваться с Игорем Деяновичем. К нему и направился, но тут кто-то деликатно подёргал за рукав, и парень вспомнил о сопровождающем.
— Здравствуйте, Валерий, не знаю, как вас по батюшке, — голос у поросёнка был тихий и высокий. Не как у Пятачка из мультфильма, но выше, чем ожидаешь от такого крупного существа. — Позвольте представиться — Радей Тихославович. Чиновник пятого ранга из департамента тайных дел и расследований.
— Очень приятно, рассеянно кивнул Валерка.
Будучи в душевном раздрае, он успел забыть о странном сопровождающем. И, наверное, по этой же причине, не смог сдержать люопытства:
— Не сочтите за обиду, но как называются представители вашего народа? Я в этих местах новичок, а потому мне ужасно интересно.
— Что вы, я обычный человек, — махнул рукой Радей Тихославович. — Самый обычный, чистокровный человек. Вы, пожалуйста, не обращайте внимания на мою внешность. Это одна злобная старуха меня прокляла. Скоро пройдёт — лет через пятьсот.
— А… Как это она так?
— Да вот, довелось мне быть с этой дамой слегка невежливым, она и сказала в сердцах — «Чтоб ты тысячу лет свиньёй проходил!» К сожалению, снять это проклятие не представляется возможным. Ох, знали бы вы, как трудно было вернуть себе хотя бы прямохождение и пальцы на руки! Выдающееся достижение магической науки, но, к сожалению, на большее рассчитывать не приходится. Ведьма чётко сказала — свинья. И пока встреченные видят меня свиньёй, пусть и такой, скажем, необычной, всё нормально. Но если внешность моя станет на свинскую похожа меньше, проклятие вернёт всё как было.
— Жуть какая, — Валерке вдруг вспомнился колдун Ляхов, которого он перевёл на тёмную сторону. Это что, он тоже мог что-то вот такое сотворить? Натурально, жуть!
— Ну что вы, на самом деле всё не так уж страшно. С этим вполне можно жить. Я не пользуюсь успехом у человеческих дам, а, кхм, свинские меня не интересуют самого, но это, пожалуй, единственный по-настоящему заметный минус нынешней моей формы. Зато есть и плюс — моя продолжительность жизни без всяких усилий увеличилась в десять раз. И даже больше — это сейчас люди, бывает, и до ста доживают, а во времена моей молодости средняя продолжительность жизни была куда короче! При этом остаётся вероятность, что после того, как проклятье закончит своё действие, я вернусь к возрасту, в котором со мной произошла эта неприятность. В таком случае я успею восполнить то, что недополучил из-за проклятья. Так что теперь я живу себе и живу, как жизнь складывается. Такой облик, знаете ли, способствует смирению и философским мыслям.
Валерка только изумлённо покачал головой. «Это ему, получается, пятьсот лет!» Парень сразу постарался сосредоточиться. Поросёнок показался ему интересным, и даже приятным собеседником, в отличие от остальных его коллег из Москвы. Однако за пятьсот лет, наверное, можно научиться располагать к себе людей, при этом очень вряд ли столь необычный персонаж может быть простым секретарём. «Интересно, что это за департамент тайных дел? И пятый ранг — это высоко или низко?» Было очень любопытно, но спросил парень другое:
— Выходит, вы теперь станете меня сопровождать и следить, чтобы я более не нарушал правил?
— К сожалению, нет. Я бы с удовольствием у вас погостил, но должен находиться со своими коллегами. Так что прошу вас сообщить адрес, по которому вы проживаете. Я сейчас найду лейтенанта Белояра, и мы с ним прибудем к вам. Его и его людей разместили здесь, неподалёку, на территории, занимаемой кланом берендеев, но, полагаю, будет проще, если лейтенант переедет к вам. Их специально направлен сюда, чтобы осуществлять вашу охрану.