"Unleash your creativity and unlock your potential with MsgBrains.Com - the innovative platform for nurturing your intellect." » Russisch Books » "Отродье" Рони Ротэр🗻🗻

Add to favorite "Отродье" Рони Ротэр🗻🗻

Select the language in which you want the text you are reading to be translated, then select the words you don't know with the cursor to get the translation above the selected word!




Go to page:
Text Size:

Тихо над темной рекой плывет тонкий месяц. Отражается в стылых осенних водах, изредка подергиваемых рябью от ветра. У старойракиты, роняющей дрожащую листву в набегающие на берег волны, виден женский силуэт, обнявший толстую ветвь. Холодные пальцы теребят желтые листья, безотчетно обрывая их, и кроша в журчащую у ног воду. Широко раскрытые очи под сведёнными в суровую нитку бровьми вглядываются в береговую муть. Не то русалка поджидает нерадивого путника, отважившегося подойти в лихое время кберегу, не то живая девица зябнет, решивприсоединиться к речному племени.

— Стояна!

На звонкий девичий голос, приближающийся со стороны бревенчатой крепостцы, дрогнула рука, отпустила толстый сук.

— Стояна!

Поспешно, оступаясь на выступающих корнях и кочках, к раките подбежала нарядная девица. Заглянула в лицо подруги, озаренное лунным лучом, и словно помертвевшее в его холодном свете.

— Никак, топиться надумала? Пустое, не изводись понапрасну. Иначе и быть не могло.

— На Ярилу мой венок-от на его челе красовался, — упрямо тряхнула толстой русой косой Стояна, сверкнув серыми очами на подругу. — Мои уста его лобзали. Чем яхуже той, с кем он нынче в опочивальне тешиться будет?

— Не хуже. И стати в тебе, и красы в тебе поболее. Да Олеля — роду боярского. Вот ився в ней пригожесть. В роде её, да в приданом, что отец за ней дал. А твой тятя-от кто? Бортник.

— Напраслину молвишь, Вышана. Баска Олеля. И статью и красою удалась. Княжьи очи не мзда застит, что в приданое дадена. Люба она ему, и весь сказ. А в Купальную ночь светлый Лель надо мной позабавился, не в ту длань венок мой направил.

Вздохнула Вышана, глядя на подругу. Улыбнулась, успокоенная тем, что не затеяла та ничего худого с собой сделать.

— Полно горевать, Стояна. Твой суженый тебя по свету ищет. А может статься, что он в сей час на княжьем пиру. Будешь тут тосковать, разминешься с ним. Идем, Стоянушка!

Ухватив подругу за руку, повлекла её Вышана на гремящий в крепости княжий свадебный пир.

Хороша невеста, пригожа, словно рассветная заря. Очи синие, уста алые, а густой льняной волос, сплетенный уж в две косы, покрыт богатым убрусом мужней жены по обычаю. Громко славят гости князя Велизара и княгиню Олелю, величальные песни поют. ГуляетБелоречье на щедром, богатом пиру.

Лишь Стояна губ не разомкнет. Молча, сложив руки на коленях и опустив глаза долу, сидит за длинным столом, покрытом вышитой скатертью. Не видна ей за спинами шумных гостей княжья чета, да от этого не легче.

— Стояна! — то и дело теребит её Вышана. — Нат-кось стерлядки ломоток. А можа, крылышко утиное? Бери-ка крылышко!

— Не хочу я, — отстранила поданное угощение Стояна.

Осмотрись Стояна по сторонам, непременно приметила б, как поглядывает на неё Ёрш — один из княжьих гридей. То взглянет коротко загоревшимся взором, то отведет глаза. То нахмурится и голову опустит, стыдясь румянца, что не пристал воину, то неловкую улыбку в светлой бороде спрячет. Сидел-сидел, глядел-глядел, да вдруг встал. Черпанул из корчаги, что у стены стояла, полный кубок воды и прямиком к столу направился, за которым Стояна с отцом сидели.

— Здрав буди, дядько Богоша, — приложив правую руку к груди, поклонился Ёрш отцу Стояны. — Дозволь словом со Стояной перемолвиться.

Стояна удивленно вскинула взор на смущенно мнущегося у их стола дружинника. А бортник, хлебнувший уже изрядно и вареной медовухи и хмельного квасу, оглядел молодца с хитроватой усмешкой.

— Говори уж.

Ёрш глубоко вздохнул и осторожно поставил перед Стояной кубок с водой.

— Вот…

Богоша крякнул, огладил бороду и взглянул пытливо на дочь. Осушит поднесенный Ершом кубок до дна или лишь малый глоток отопьет?

Сидевшая по левую руку от подруги Вышана замерла в смятении, прижав ладонь к губам. Сватовство, поди! А и смел Ёрш! От же ж, выбрал место! Почитай, на виду у всего городища! А если откажет Стояна, не станет пить?! Поднимут на зубок белореченские девки незадачливого жениха, засмеют.

Посватайся к Вышане такой молодец, нипочём бы не отказала. Светло-русый, сероглазый, с румянцем на щеках, опушенных короткой бородкой. Рослый и крепкий. В звериной потехе хват, в бою отважен, да не кичлив удалью своей. Стоит смирно, кротко глядя на Стояну. Беспокойство чуется лишь в сдерживаемом дыхании да едва подрагивающих губах.

«Иматушка у него ласковая да веселая» — подумала Вышана, и перевела на подругу молящий взгляд.

Неспешно поднялась Стояна, коснулась пальцами высокого кубка, обхватила его крепко и задумалась, глядя на воду. Вздохнула тихонько, кинула короткий взгляд в сторону далёкого княжьего стола и поднесла питьё к губам. Глоток за глотком осушила кубок до самого дна, поставила на стол. Богоша одобрительно улыбнулся. Сняв тонкий витой опоясок, Стояна свернула его и положила в пустой кубок, который с поклоном и вернула Ершу, глядевшему на неё ошалело-радостными глазами.

— Что ж, вот и заручены, — встав, Богоша крепко обнялся с Ершом. — Засылай матушку сватьей, сыне.

Минула осень, пронеслась над речным краем вьюжнаязима, прогремела первыми грозами весна. Пищат в гнездах птенцы, возятся в лесных норах новорожденные детеныши. Ждет и князь от своей катуны продолжения рода. Только пуста Олеля, ровно сухая ветвь. Смурнеет князь с каждым днем, с каждым месяцем. Не злоба в нем говорит, не досада — печаль. Убрана опочивальня целебными травами, рунами стены исчерчены, и каждую ночь знахари княгинюс заговорами туда провожают, рожаницам славы поют.

От весны до лета — рукой подать. Тепла летняя ночь. Плывут по речным водам, над отражающимися в нем звездами, сплетенные немужними девицами венки. Горят по берегу костры, искры снопами в небо летят. Водят белореченцы меж них хороводы, славят Ярилу.

Простоволосые босые девушки в белых рубахах прыгают через огонь. Кто похрабрее — напрямки, иные осторожно — по боку. Смех и веселье царят на берегу. В самой гуще празднества и княжеская чета.

— Прыгай, княгиня!

С хохотом, с приговорами да прибаутками, влекут девушки Олелю к мятущемуся пламени.

Разбежалась Олеля, перелетела через пламя голубицей, не подпалив рубахи, и рассмеялась счастливо — хорошая примета. Отбежала в сторону, выглядывая в гуще хороводов мужа.

— Велизар! Княже мой! Любый мой…

Всё оглядела Олеля — нет мужа. Счастье спорхнуло и улетело, оставив взамен себя грусть. Побродив по берегу средь люда, пошла Олеляк лесу. Под темным листвяным пологом чужая радость не так глаза жжет.

От хоровода веселящихся девушек у недалекого костра отделилась одна, прянула к лесу. За ней, вырвавшись из рук хохочущих дев, устремился парень. Чуть улыбнулась Олеля — будут кому-то сказаны под лесным пологом долгожданные слова, подарены жаркие ласки. Хотела было повернуть в другую сторону, но передумала, и, совестясь за своё любопытство, прокралась следом.

Стояна забежала в темную чащу, надеясь скрыться там от бегущего за ней человека. Не к добру, ой, не к добру княжье к ней влечение!

— Погоди, Стояна.

Догнав, Велизар ухватил её за руку — не сильно, ласково, осторожно. Повернулась Стояна к князю, заглянула в очи. А зрак его в ночи черный, шалый, и далекий огонь в нем, ровно в зерцале, пляшет.

Are sens

Copyright 2023-2059 MsgBrains.Com